Светинка
Мир нужно изменять, иначе он начнет изменять нас
— В исторических источниках нет прямых указаний на имя основателя Минска, — говорит заведующий отделом истории Беларуси Средних веков и начала Нового времени Института истории Национальной академии наук Александр Груша. — Но мы имеем косвенные свидетельства о том, что город был построен по воле полоцкого князя Всеслава Брячиславича, правившего в 1044-1101 годах. Все­слав Полоцкий, воспетый автором «Слова о полку Игореве», дед святой покровительницы Беларуси Евфросинии Полоцкой, — одна из самых загадочных и неординарных личностей Древней Руси. Память о нем сохранилась в чертах разных былинных персонажей. Согласно летописи, Всеслав родился от волхвования — по пророчеству или в силу магических действий. На его голове был знак, который языческие жрецы посоветовали матери скрыть от глаз людей. По свидетельству летописей, это был знак его немилосердного отношения к врагам. В небесных и природных явлениях современники видели знамения военных походов Всеслава. Так, в «Повести временных лет» под 1063 годом читаем: «В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город».

В представлениях людей Всеслав Полоцкий был наделен сверхъестественными способностями. Например, мог весьма стремительно передвигаться. И это реальный факт. Разбив в битве новгородского князя и захватив Новгород, он быстро движется к Немиге. Не мог угнаться за Всеславом, поджегшим Смоленск, и известный князь Владимир Мономах. В этом ему даже не помогли подменные кони.

Всеслав прожил долгую и бурную жизнь: занимал неприятельские города, побеждал в битвах и терпел поражения. Его изгоняли из Полоцка, но Всеслав снова возвращался в этот город. Схваченный обманом, брошенный в темницу, он был освобожден восставшими киевлянами и провозглашен ими киевским князем.

Может быть, его сила была в том, что он пользовался популярностью среди разных слоев населения и в разных регионах Руси? Среди его сторонников был основатель Киево-Печерского монастыря Антоний. И даже новгородцы, много пострадавшие от Всеслава, взяв однажды полоцкого князя в плен, отпустили его «Бога деля».

Рождение Всеслава было связано с язычеством. Но именно при нем в Полоцком княжестве стали укрепляться позиции христианства, был построен Софийский собор.

При Всеславе Брячиславиче Полоцкая земля достигла наивысшего расцвета. Могущество князя было настолько велико, что он мог противостоять фактически всей остальной Руси. С ним должны были считаться, союз с князем вынуждал противников перестраивать внешнюю политику и менять ее приоритеты. Культ святой Софии — премудрости Божьей, во имя которой и был поставлен Всеславом один из древнейших христианских храмов Беларуси, являлся для него символом суверенитета. Всю свою жизнь он отстаивал его в борьбе с киевскими князьями.

В связи с этой борьбой впервые и был упомянут Минск (тогда он назывался Меньском) в 1067 году. То, что город был разрушен сыновьями Ярослава Мудрого (киевским, черниговским и переяславским князьями) в походе на полоцкого князя, говорит о том, что Всеслав придал Минску значение южного форпоста Полоцкой земли.

Существуют две версии относительно того, где находился разрушенный Ярославичами Минск. По одной из них, город первоначально располагался в верховьях Птичи, на речке Менке (от нее город якобы и получил название) и только в конце XI века был перенесен к месту слияния Немиги и Свислочи. Согласно другой версии, город стоял на Свислочи с момента своего основания в 1063 году.

Споры на эту тему продолжаются и сейчас. Но независимо от того, где располагался Минск в первое время существования, инициатива строительства и мобилизация сил для возведения города на Свислочи во второй половине XI века могла принадлежать только верховной власти, а именно Всеславу Полоцкому. Лишь он был в состоянии нанять и вознаградить работу инженеров-градостроителей, мобилизовать крестьян и жителей городов Полоцкой земли на постройку крепости.

— Странно, что в Минске, где многие улицы носят имена людей, имеющих косвенное отношение к истории города, нет улицы или площади Всеслава Полоцкого, — говорит Александр Иванович. — А ведь именно благодаря ему и существует Минск…

* Сегодня Всеслав Полоцкий известен под прозвищем Чародей, которое ему придумали современные историки. В летописях он так не назван. Видимо, ученые проявили свою фантазию под влиянием летописных сообщений о том, что Всеслав родился от волхвования — по чародейству, волшебству. Свое влияние оказали и образ Всеслава в былине о Волхе Всеславиче, и его образ, созданный автором «Слова о полку Игореве». В «Слове…» как сказочный герой действовал не только Всеслав, но и главный персонаж поэмы князь Игорь Святославич.

9.02.2011 , Дмитрий Исайчук, «МК»
mk.by/2011/02/09/37354/

@темы: История